Телеспутник
Телемультимедиа

Интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям

Пора считать деньги, а не абонентов


О. Жернакова

.

В Санкт-Петербурге на телекоммуникационном форуме "ИНТЕРКОМ" снова собрались ведущие операторы, предоставляющие услуги платного ТВ и связи.

По данным Telecom Daily на настоящий момент самыми крупными операторами платного телевидения являются Триколор ТВ, Ростелеком, МТС и Эр-Телеком.

Рейтинг операторов платного ТВ в России, данные Telecom Daily

С точки зрения широкополосных услуг лидируют те же операторы за вычетом Триколора. Как было отмечено на конференции, все операторы перешли на стадию интенсивного развития. Раньше они в основном строили или покупали и модернизировали сети - то есть захватывали новую территорию. Сейчас охват платным ТВ составляет в центральных регионах около 70%. ШПД - 60%, и операторы уже пожинают плоды демпинга, ведь во многом завоевание новых территорий шло за счет ценовых войн.

Вместе со стремительным ростом закончился и инвестиционный бум. Деньги приходится считать - как доходы от абонентов, которые хотят все больше телеканалов и все большую скорость доступа, но платить больше не готовы, так и расходы - и на модернизацию сети, и на ее эксплуатацию.

Если скорость роста абонентской базы оператора становится меньше 10%, отметил Андрей Семериков, генеральный директор "ЭР-Телеком Холдинг", на первый план выходят уже не технические проблемы строительства сети, а бизнес-задачи - найти услуги, которые могут привлечь абонентов. Лишних денег ни у кого нет, отметил Андрей Балаценко, вице-президент - директор макрорегионального филиала "Северо-Запад" ОАО "Ростелеком" , и вкладываться нужно только в те услуги, которые, как мы думаем, нам позволят победить конкурентов.

Андрей Семериков обратил внимание операторов, что тревожным примером является развитие услуг мобильной связи. Там насыщение рынка произошло достаточно давно, где-то в 2005- 2006 годах. И в последние несколько лет операторы мобильной связи были вынуждены снижать затраты за счет качества и уменьшения инвестиций в строительство сетей. В результате качество услуг "катастрофически упало". Рост доходов происходил только в области передачи данных - то есть по сути в области дополнительных услуг. Елена Копшарь, директор по маркетингу филиала МТС "Северо-Запад", не стала комментировать снижение качества услуг, но подтвердила, что МТС ориентируется теперь на доход от пользователей мобильного интернета и M2M и переходит к схеме "голос как бонус".

Велика вероятность, что в похожей ситуации недостатка средств окажутся и проводные операторы. Все последние годы за ту же абонплату оператору приходилось предоставлять все больше телеканалов и все большую скорость передачи данных. Пять лет назад 40 телеканалов стандартного качества и 5-10 mbps было достойным предложением. Сейчас Ростелеком, например, считает, что хорошая скорость доступа, которую нужно обеспечивать в ближайшие 2 года , - это 100 мегабит в секунду, а телеканалов должно быть порядка 250. Но абоненты за эти услуги больше платить не хотят - не из вредности, а от недостатка денег. Есть определенный уровень платежеспособного спроса, за который не перепрыгнуть. Таким образом, доходы оператора падают. При этом нужно модернизировать сеть, менять головные станции для перехода на HD, резервировать оптику для обеспечения бесперебойности услуг - расходы отнюдь не уменьшаются. Инвесторы же совершенно не готовы к снижению прибыли и требуют найти новые варианты зарабатывания денег. И это означает, что в ближайшие годы качество услуг платного телевидения и ШПД тоже может катастрофически упасть.

Именно способы увеличения дохода и обсуждались на круглом столе конференции "Интерком".

Операторы отметили несколько вариантов увеличения дохода.

Сергей Ставропольцев, коммерческий директор "Триколор ТВ" рассказал, как компания пытается компенсировать снижение роста абонбазы за счет введения дополнительных платных пакетов и улучшения работы с абонентами. В Триколоре около 10 млн платных подписчиков. Около 2 млн подписаны на дополнительные услуги и пакеты, но 85% из них выбрали всего лишь одну услугу. На следующий год запланирован целый ряд мер, направленных на то, чтобы подписчики активнее тратили деньги. Усилия Ростелекома в области платного телевидения, как рассказал Андрей Балаценко, тоже сейчас нацелены на эффективное пакетирование. По технологии IPTV компания предполагает предоставлять абонентам 250 телеканалов, и для удобства пользователей они будут разбиты на пакеты так, чтобы к базовому пакету абонент мог легко добавить 5 - 6 дополнительных.

Одной из возможностей роста платного телевидения по мнению Константина Анкилова, управляющего партнёра iKS-Consulting, являются мультисервисные сети. Платное ТВ дома смотрит большинство, а вот мобильное телевидение еще далеко до пика своего охвата. Правда, операторы отметили, что мобильное ТВ, конечно, растет, но не приносит денег, поэтому и тратить силы на него нет особого смысла. А Елена Копшарь из МТС рассказала, что ситуация, когда, скажем, пользователь начал смотреть фильм дома в сети платного ТВ и бесшовно продолжил с мобильного устройства по дороге, еще далека от реализации. Пока эти сферы деятельности оператора не объединены, и, как минимум, нет единого биллинга.

Однако операторам стоит учесть, что граждане России постепенно отказываются от телевизоров. По информации Анкилова сейчас приблизительно 10% населения не смотрит телевизор. В Москве доля "отказников" еще выше -20%. Исследование J&P iKS-Consulting показывает, что пользователи переключились на просмотр видео на ноутбуках, стационарных компьютерах, планшетниках и смартфонах. В результате время просмотра видео еще более увеличивается, но устройства просмотра меняются. Именно поэтому оператор должен задуматься о решениях для многих экранов. При этом нужно учитывать, что на этих новых экранах выбирается другой тип контента. Только 15% смотрят потоковые телеканалы. Остальные выбирают видео по запросу - в том числе и телепрограммы в отложенном просмотре, но также и видеоклипы, фильмы из интернет-кинотеатров, пользовательское видео.

Операторам платного ТВ осталось только определить, каким образом зарабатывать на этой аудитории.

Пока же они развивают разнообразные бонусные программы. Триколор распределяет бонусы как напрямую телезрителям так и через своих дилеров. Пр одну из наиболее сложных схем рассказал Василий Семёнов, директор по сервису InterZet. Оператор, во-первых, предлагает абонентам бонусы - за своевременную оплату, подписку на дополнительные пакеты, участие в конкурсах. Эти бонусы раньше в основном обменивались на сувениры и подарки, а сейчас все больше используются абонентами для подключения доп услуг оператора. Вторая интересная программа - кредитные карты. Совместно с тремя банками Интерзет запустил кредитные карты, по которым абонент получает не только высокий процент по вкладам (10%), но и возвращает часть денег, потраченных на оплату услуг связи. Опыт показал, что в среднем абонент, участвующий в программе, возвращает себе на счет около 200 руб в мес, и 100 рублей тратит опять-таки на доп услуги оператора.

При этом абонент, подключающий дополнительный пакет просто потому, что на его счету появились "лишние" деньги, вполне вероятно станет подписываться на этот пакет и далее. Опыт Триколора показывает, что 10% абонентов подписываются на услугу после того, как попробовали ее бесплатно.

Екатерина Биненко, руководитель филиала в Санкт-Петербурге "Манго Телеком", обратила внимание операторов на перспективность облачных сервисов - эти услуги все более востребованы, общий кризис этому только способствует, и доходы облачных сервисов в России растут на 10% в год. "Манго Телеком" в основном зарабатывает на виртуальных АТС и связанных услугах по обработке звонков. Услугами пользуются в основном маленькие компании или удаленные филиалы больших компаний, которым не имеет смысла строить свою инфраструктуру - например, интернет-магазины. Но нужно заметить, что, и так как эта деятельность новая, успешнее всего в этой области работают относительно небольшие операторы, которые могут себе позволить рисковать. Как отметил Андрей Семериков, крупные операторы, которые занимаются строительством своих сетей, скорее заинтересованы в том, чтобы посмотреть на успешные бизнес-модели виртуальных операторов и затем внедрить их на собственной инфраструктуре.

Крупные операторы, однако, тоже используют перекладывание некоторых функций на другие компании с целью снижения затрат. Только в их случае это не использование облачных сервисов - они сами эти облачные сервисы предоставляют, а аутсорсинг.

Константин Струлёв, директор по эксплуатации сети Северо-Западного филиала "МегаФон" рассказал, что компания исследовала варианты вывода часть работ на аутсорсинг. Исходно казалось, что например аутсорсинг для технического обслуживания сетевой инфраструктуры выгоднее, чем содержание собственного подразделения. Однако пока оказывается, что это не так. Почему-то аутсорсер делает только 80% работы. Остальные 20% оказываются, например, не учтенными в договоре, и для их исполнения требуются колоссальные усилий и горы новых бумаг. Если считать в деньгах, то разница еще больше - 30% расходов все равно остается на операторе. Константин Струлёв отметил, что помочь могут только очень долгосрочные контракты, рассчитанные на десятилетия, когда аутсорсер становится по сути полноправным партнером оператора. Во всех остальных случаях оператор от аутсорсинга только проигрывает.

В связи с этим Андрей Семериков рассказал страшную историю о том, как в одном из городов компания-аутсорсер, работавшая для одного крупного проводного оператора, пришла в Эр- Телеком чтобы предложить им часть абонентов ШПД в тех районах, где плотность покрытия была мала и, соответственно, работа по обслуживанию сети не выгодна. В результате переговоров Эр-Телеком получил всех абонентов.

Таким образом, все крупные операторы решают сейчас задачи снижения расходов и увеличения доходов, и общих решений найдено немного - отказаться от демпинга, привлекать абонентов дополнительными бонусами, продавать им дополнительные услуги, искать надежных партнеров. И консолидировать усилия участников рынка в области работы с регуляторами. А аналитикам операторы предложили перестать считать абонентов и начинать считать деньги. Это позволит правильнее ориентироваться на рынке и продвигать те услуги, которые приносят доход.

Рубрика:  Тренды

Самые популярные статьи:






    Комментарии

    Оставить комментарий

    * Адрес электронной почты используется только для связи с Вами и не будет отображаться на сайте или использоваться при рассылке.

    Нажмите мышкой на синий квадрат:


    Последние новости

    Последние обзоры


     Все права защищены © ООО «Телеспутник», 2006-2014. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.