Телеспутник
Телемультимедиа

Интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям

Российские OVP - Инвертика


О. Жернакова

.

Invertica - платформа для IPTV и ОТТ-вещания, разработанная компанией Vidimax. Решение может быть использовано и правообладателями, например телеканалами. Однако наибольший интерес к нему проявляют операторы ШПД и кабельного ТВ, которые хотят запустить дополнительные видеоуслуги. И если с клиентами-телеканалами Vidimax пока еще ведет переговоры, операторы его уже давно используют.

В основе платформы лежит программное решение (middleware) собственной разработки, управляющее загрузкой, распространением и потреблением контента и сбором статистики просмотров. Это управляющее решение работает на собственных серверах платформы. Для удобной раздачи контента строится дополнительная структура из точек присутствия, соединенных арендованными каналами связи (VPN). Точки присутствия (вещательные серверы) могут принадлежать компании Vidimax и размещаться в дата-центрах или у оператора или могут принадлежать оператору и просто подключаться к сети раздачи контента.

Вообще, решение получилось максимально гибким. Есть самая простая конфигурация, предназначенная для небольших операторов, которые хотят внедрить IPTV или VOD в течение нескольких недель, не тратя годы на собственную разработку. Есть варианты, разрабатываемые под больших операторов со специфическими потребностями, когда используются только отдельные элементы решения, и эти элементы нужно встраивать в инфраструктуру услуг оператора.

История

История возникновения платформы Invertica не совсем обычна. В 2009-2010 годах создатели компании Vidimax решили создать биржу контента - программную среду, которая позволяла бы правообладателям напрямую и совершенно прозрачно работать со зрителями и рекламодателями, показывать видео, получать оплату и делиться оплатой со всеми посредниками: "витринами" (операторами ШПД и интернет-сайтами, предоставляющими просмотр для конечных пользователей), компаниями, обеспечивающими транскодирование и доставку, производителями DRM и CAS. Предполагалось, что биржа позволит упростить переговоры между участниками рынка и автоматизировать документооборот, тем самым снизив порог вхождения в бизнес VOD в Интернете. Параллельно для того, чтобы опробовать систему, была создана собственная "витрина" - B2C-сервис платного видео по запросу vidimax.ru с просмотром через приставки. "Нам казалось, что правообладатели должны прыгать от счастья, если у них появляется возможность легальной продажи контента через Интернет", - рассказывает Ян.

Однако оказалось, что правообладатели не готовы к такой модели работы открытого рынка. Они предпочитали по старинке заключать договоры только с самыми крупными партнерами и получать гарантированные платежи, то есть максимально контролировать распространение своего контента в нескольких легальных сервисах и не обращать особого внимания на пиратство там, где все равно не получили бы заметных доходов.

С тех пор ситуация изменилась. Ян рассказывает: "Правообладатели стали понимать, что такое распространение в Интернете. Теперь у всех есть нужные права. Пользователи привыкли платить за контент и смотреть видео по запросу. И наша идея биржи контента, которая с треском провалилась в 2010-е, сейчас снова вызывает интерес, причем у лидеров рынка. Мы ведем сейчас переговоры на эту тему".

Но пока идея полноценной биржи не реализована, Vidimax без автоматизации процесса договорился со всеми партнерами - и правообладателями, и операторами, и технологическими компаниями. У правообладателей были куплены фильмы (не блокбастеры, которые окупить бы не удалось, но хорошие рейтинговые фильмы для массового зрителя). Получившаяся библиотека была предложена операторам ШПД для запуска VOD. Дополнительно оператору доступны телевизионные приставки с прошивкой Vidimax. Vidimax нашел финансового партнера, который дает возможность операторам покупать устройства в рассрочку и не тратиться на старте запуска услуги. Были также найдены партнерские компании, предоставляющие транскодирование, пакет линейных телеканалов, доставку трафика, рекомендательный движок. DRM можно подключить произвольный, по желанию оператора. И хотя биржи контента пока не получилось, зато получилось комплексное решение Vidimax и модульная технологическая платформа Invertica, на базе которой оператор или медиакомпания может запустить полноценную брендированную услугу IPTV и/или VOD. Vidimax как сервис для конечных пользователей по-прежнему существует, но приоритетными являются решения для операторов.

Захват и подготовка контента

Операторы, которые хотят использовать только технологическое решение Invertica, загружают контент самостоятельно либо на свои серверы, либо на серверы Vidimax. По умолчанию в качестве модуля загрузки видео по запросу предлагается то же решение, которое использует сам Vidimax, проверенное и оптимизированное под платформу. Линейные телеканалы обычно предоставляют операторам точку подключения, где видео берется, транскодируется и адаптируется. Есть и готовый пакет из 150 телеканалов. Для транскодирования используются сторонние решения (как уже упоминалось, идеология платформы - максимальная модульность и интегрированность со сторонними решениями), однако эти решения отбирались, проверялись и настройки их оптимизировались.

Система доставки

Видео распространяется в адаптивном потоковом формате hls. В результате и видео по запросу, и линейные телеканалы распространяются практически одинаково - по http-протоколу. Единственное отличие - для линейных телеканалов нужно кодирование в реальном времени, что несколько сложнее.

Как уже упоминалось, вещательные серверы, отдающие сигнал конечным пользователям, чаще всего устанавливаются прямо у оператора, и контент раздается по его локальной сети. Недавно Vidimax договорился с несколькими магистральными операторами, с "TрансTелекомом" и "МегаФоном", о специальных условиях на аренду каналов, и в результате оператор, скажем, в Магадане, подключенный к интернет-каналам через ТТК или "МегаФон", получает и видео по запросу, и пакет телеканалов через VPN практически бесплатно прямо на сервер внутри сети и без потерь в качестве может раздавать видео своим абонентам. Как отмечает Ян, "так получается гораздо дешевле, чем платить 3 рубля за каждый гигабайт доставки трафика".

Устройства

Изначально Vidimax предлагался операторам вместе с возможностью получить приставки для IPTV в рассрочку, и это во многом способствовало успеху. Сейчас услуги можно получать и на множестве дополнительных экранов. Hls понимают практически все устройства, и поэтому оператор легко может организовать вещание на Smart TV, телефоны или планшеты. Однако приставки по-прежнему пользуются спросом, и, по мнению Яна, в ближайшие 5-10 лет, пока не сменился полностью парк телевизоров и не появилась полноценная среда для Smart TV, ситуация сохранится, потому что приставка дополнительно привязывает абонента к оператору, хотя и требует дополнительной возни с установкой, арендой и пр. Рассрочка позволяет распространять приставки практически бесплатно, и процесс набора абонбазы идет достаточно быстро. По опыту Vidimax, оператор с 50 тысячами абонентов ШПД в месяц ставит от 200 до 500 приставок.

Второй интересный вариант - использование медиаплеера с приложением Vidimax. Это позволяет привлечь к услугам гиков, которым хочется иметь сложные многофункциональные устройства. Приложение разработано для множества популярных медиаплееров, представленных в розничной продаже. Если медиаплеер подключается к Интернету в сети оператора-партнера, с которым у владельца есть договор, то приложение Vidimax автоматически обновляется и абоненту становятся доступны также и телеканалы.

Защита контента

В протоколе hls защита контента уже заложена, и, как отмечает Ян, в большинстве случаев ее хватает: "С точки зрения экономии это оптимальное решение, оно не требует затрат. Контент шифруется, ключи выдаются". Если речь идет о премиальном видео или премиальных телеканалах голливудских мейджоров, которые нужно защищать дополнительно, в платформу можно интегрировать любой вариант DRM, который удобен оператору и удовлетворяет правообладателя (Videwine, Verimartix), но это удорожает решение.

Монетизация

Vidimax предлагает видео по платной модели и договаривается с операторами как по схеме разделения доходов, так и по фиксированной стоимости. С точки зрения Яна, самая простая схема - фиксированная плата за все услуги, которую перечисляет абонент ежемесячно, - это удобно и абоненту, и оператору, и платформе. Для успешного бизнеса нужны простые бизнес-модели, которые удовлетворяют потребности всех.

Недавно компания стала экспериментировать и с рекламной моделью. Ян рассказывает: "Мы проводим сейчас крайне интересные эксперименты с интерактивом в видеорекламе. Тестируется решение для телевизоров, когда во время рекламного ролика можно в два клика заказать рекламируемый товар прямо с телевизора. Результаты получаются неожиданные, и все это, вероятно, выльется в появление новых бизнес-моделей".

Дополнительные услуги

В рамках Invertica оператор получает удобный пользовательский интерфейс, объединяющий EPG и сервис видео по запросу с кросс-рекомендациями по контенту (если смотрится какая-то телепередача, то рекомендовать можно фильм из библиотеки видео по запросу и наоборот). Скажем, если зритель смотрит "В мире животных", то ему можно предложить видео про животных. Для видео по запросу используются также и математические алгоритмы (коллаборативная фильтрация).

В соответствии с модульным подходом, вариантов рекомендательных решений несколько. Сейчас в основном предлагается использовать простые отечественные разработки, например решение стартапа Trendo и компании "е-контента". По мнению Яна, использовать сложные рекомендательные движки есть смысл только тогда, когда библиотека контента превышает десятки тысяч единиц и у нее миллионы пользователей. На меньших количествах преимущества дорогих систем рекомендаций не проявятся.

Клиенты

C телеканалами Vidimax только начал работу. Один из клиентов - небольшой нишевый телеканал, который предполагал сделать с помощью платформы Invertica доставку на много экранов. К сожалению, пока проект приостановлен из-за нехватки средств у телеканала.

У платформы множество пользователей среди небольших и средних операторов, которым подходит стандартное решение IPTV +VOD. При этом оператор предоставляет IPTV от своего имени, а Vidimax дополняет его видео по запросу. Ян поясняет: "Наш основной продукт - комплексное решение: mw, 150 телеканалов, контент VOD, шифрование, сеттопбоксы в рассрочку до 6 месяцев и плюс еще транспортный канал по суперльготной цене для доставки ТВ-сигнала до Москвы или Питера. И оператор где-то в Сибири может буквально за 2 недели запустить услуги платного ТВ".

В качестве более сложного примера Ян привел "Эр-Телеком", который использует отдельные части платформы: "В "Эр-Телекоме" есть платные и бесплатные сервисы. Платный контент они агрегируют и сами, и какую-то часть предоставляем мы. Конфигурация решения поучается непростая". При этом решений на самом деле даже два. В приставках 13-14 года "Эр-Телеком" предлагает абонентам доступ к разным видеосервисам, в том числе и к Vidimax. Новые приставки будут использовать единую собственную платформу доставки медиаконтента с платным сервисом видео по запросу под брендом оператора, в которую Vidimax должен встроиться со своим каталогом фильмов. Абонент видит общий каталог, и если выбранный им фильм относится к библиотеке Vidimax, то он проигрывается с сервера Vidimax.

"Каждый пример внедрения у нас индивидуален и тем более нестандартен, чем крупнее оператор", - рассказывает Ян.

Перспективы

Vidimax продолжает развивать свою платформу, так как дорабатывает ее для каждого клиента. Live TV и VOD при этом являются фундаментом, на который добавляются всякие дополнительные сервисы. И этот фундамент нужно продолжать развивать.

Интересные новые проекты компании связаны со Smart TV и интерактивной видеорекламой. Главная задача тут - создание простых и понятных бизнес-моделей.

Как отмечает Ян, до сих пор именно проблемы с правами мешали развитию видео по запросу. Подход правообладателей по выжиманию максимума из отдельных крупных сервисов привел к тому, что, скажем, Ivi так и не может окупить затрат, а инвесторы стали бояться вкладываться в ОТТ-сервисы. И при этом пользователи легко находят и смотрят пиратские копии. Однако за последние годы понятия видео по запросу и распространения контента через Интернет более-менее кристаллизовались, ОТТ-сервисы пользуются все большей популярностью, правообладатели наконец стали лучше понимать этот рынок и исходная идея биржи контента снова стала возрождаться. "Может быть, биржа - пусть не голливудского, а, например, контента ВГТРК и других правообладателей, с подключением сетей крупных операторов, с интерактивной рекламой - может получиться, и это тема нескольких ближайших лет", - подводит итог Ян.

Рубрика:  Решения для OTT

Самые популярные статьи:






    Комментарии

    Оставить комментарий

    * Адрес электронной почты используется только для связи с Вами и не будет отображаться на сайте или использоваться при рассылке.

    Нажмите мышкой на синий квадрат:


    Последние новости

    Последние обзоры


     Все права защищены © ООО «Телеспутник», 2006-2014. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.