Телеспутник
Телемультимедиа

Интернет-журнал по широкополосным сетям и мультимедийным технологиям

Velcom и Spb TV запустили сервис мобильного телевидения на территории Республики Беларусь


А. Дерик

.

Осенью этого года компания Velcom совместно с SPB TV запустила сервис мобильного телевидения, доступный абонентам мобильной сети Velcom на всей территории Республики Беларусь. О деталях и перспективах решения нам рассказал Дмитрий Кириленко, начальник отдела по разработке облачных и управляемых сервисов унитарного предприятия «Велком».

О сервисе Voka

Сервис мобильного телевидения Voka ориентирован на владельцев современных смартфонов и планшетов, пока что только под управлением ОС Android и Windows Phone. Voka позволяет абонентам компании Velcom при помощи своих мобильных устройств получать доступ к качественному видеоконтенту.

На начальном этапе работы услуги пользователям доступно два пакета контента: подборка из 30 линейных телевизионных каналов (куда входят также и белорусские каналы) и доступ к библиотеке видео по запросу. Оба пакета оплачиваются по принципу абонентской подписки: пакет телевизионных каналов стоит 3000 белорусских рублей (чуть больше 15 российских рублей) в день, а видео по запросу — 1860 белорусских рублей (чуть меньше 10 российских рублей) в день.

Каналы, доступные для просмотра, размещены в своеобразном «маркете», где сгруппированы по тематикам. На момент написания данной статьи на согласовании в Мининформе находилось еще 15 каналов. Помимо самих телеканалов, абоненты могут обращаться к телепрограмме, с помощью которой можно устанавливать напоминания об интересных передачах и фильмах на неделю вперед.

Объем библиотеки видео по запросу на начальном этапе составляет порядка 1000 единиц контента. Но, как и подборку «линейных» телеканалов, ее планируется расширять для повышения привлекательности услуги.

К сожалению, пока из статистики просмотров не ясно, какой из предлагаемых пакетов пользуется большим спросом. «За короткое время существования услуги довольно сложно было составить представление о предпочтениях абонентов. На данный момент могу сказать, что и линейные телеканалы, и видео по запросу пользуются одинаковой популярностью. Люди смотрят и то, и то», — прокомментировал Дмитрий Кириленко.

Техническая сторона решения

Как было отмечено выше, платформу для мобильного телевидения Voka предоставила компания SPB TV. «С компанией SPB TV мы знакомы довольно давно. У нас уже были совместные проекты, в частности услуга Velcom3GTV — просмотр телеканалов через приложения для смартфонов под управлением Android, Windows Mobile, Bada, Symbian и iOS. Мы задумали выйти за рамки мобильного телевидения, предложив услугу просмотра телевизионных каналов и видео по подписке с нетарифицируемым трафиком через различные интерфейсы (и различные сети). И предложение SPB TV оказалось наилучшим. В первую очередь нам требовался адаптивный стриминг, чтобы была возможность смотреть контент на любых скоростях, начиная с 2G и заканчивая широкополосными сетями, где пользователи могут запрашивать контент HD-качества с битрейтом 3-5 Мбит/сек. Это уже было реализовано в решении SPB TV. Кроме того, с этим партнером мы могли быть уверены в том, что получим решение с оптимальным интерфейсом, что у нас всегда будет интересный релевантный контент, в частности для услуги видео по запросу. Мы уже долгое время смотрели, как развиваются различные поставщики, и пришли к выводу, что SPB TV лучше всего нам подходит», — рассказал Дмитрий Кириленко.

Пока сервис доступен только на смартфонах и планшетах с операционной системой Android через специальное приложение, размещенное в маркете Google Play. Но на момент написания этого материала аналогичные приложения уже тестировались для мобильных устройств под управлением Windows Phone и iOS. «Потенциально услуга задумывалась как сервис, доступный практически на любых IP-устройствах. Речь идет в том числе о приставках, телевизорах Smart TV, компьютерах и т.п. Эти интерфейсы у SPB TV есть, т.е. по большому счету они готовы. Так что список устройств будет расширен уже в ближайшее время», — рассказывает Дмитрий Кириленко.

Сервис предоставляется только абонентам мобильной сети Velcom (обладателям SIM-карт оператора, за исключением абонентов «ПРИВЕТ» — семейства тарифов без абонентской платы). Подключение услуги происходит непосредственно из мобильного приложения. Для просмотра контента SD-качества абоненту требуется подключение со скоростью не менее 64 Кбит/с, т.е. достаточно и простейшего мобильного Интернета. Надо отметить, что за трафик при этом абоненты Velcom не платят (он включен в стоимость подписки).

Услуга организована таким образом, что абоненты могут смотреть контент через любое интернет-подключение (Wi-Fi-сеть любого оператора). SIM-карта необходима для первичной авторизации устройства при подключении услуги. Впоследствии в других сетях абонент идентифицируется с помощью ID-устройства. Отключение сервиса (или манипуляции с пакетами) осуществляется также только из мобильной сети. «Это сделано в первую очередь для того, чтобы предоставить абонентам удобный механизм подписок», — комментирует Дмитрий Кириленко.

Интерактивных услуг на данный момент оператор не предоставляет. «Мы посмотрим на обратную связь от абонентов, будем слушать их пожелания. На наш взгляд, никаких проблем в реализации дополнительных сервисов нет, но необходимо выявить спрос на подобный функционал. В первую очередь мы планируем развивать те услуги, которых пользователям будет не хватать в нашем сервисе», — говорит Дмитрий Кириленко.

Рыночное положение услуги

Сервису Voka предстоит развиваться на довольно конкурентном рынке, правда цифровые услуги, в частности контент высокой четкости, здесь доступны пока не всем абонентам. Среди компаний на рынке платного телевидения Белоруссии условно можно выделить несколько групп.

Во-первых, это крупные кабельные операторы. На конец 2013 года, по данным Министерства связи и информатизации, у них в общей сложности насчитывалось 1,87 млн пользователей. Естественно, лишь некоторая доля из них смотрят контент в цифровом качестве. Среди крупных игроков можно упомянуть «МТИС» (более 500 тыс. пользователей) и ООО «Космос ТВ» (более 100 тыс. пользователей).

Во-вторых, это операторы IP-телевидения. На начало 2014 года у них было порядка 879 тыс. абонентов. Львиная доля из них пользуются услугами государственной компании «Белтелеком» (торговая марка Byfly). Надо отметить, что IP-телевидение сегодня демонстрирует наибольшую скорость роста, и, наверное, в ближайший год количество потребителей IPTV существенно увеличится, превысив число абонентов «классического» кабельного телевидения.

Иные технологии доставки сигнала также нельзя назвать серьезными конкурентами для IPTV. Официальных поставщиков спутникового телевидения в республике нет.

В этой ситуации активно выходят на рынок поставщики OTT-решений. Специалисты говорят о нескольких тысячах пользователей. На территории республики доступны и некоторые российские OTT-сервисы, позаботившиеся об очистке прав на контент на территорию соседней страны, правда в большей степени это касается кинофильмов, а не телевизионного контента.

Учитывая рост интереса к качественному контенту, сервис Voka появился весьма своевременно. Конечно, реальный уровень конкуренции может оказаться несколько выше, чем предсказывает официальная статистика: рынку платного телевидения Республики Беларусь свойственны те же проблемы, что мы описываем в «ТелеСпутнике» применительно к российскому рынку, в частности пиратство. Небольшие интернет-провайдеры предоставляют своим абонентам огромные пакеты IPTV-каналов практически без абонентской платы в так называемом «тестовом режиме», т.е. не подписывая договора с правообладателями и не согласуя это с Министерством связи и информатизации. Таким образом, реальная потребность в качественном контенте может оказаться несколько ниже. Но вряд ли это сильно повредит распространению Voka. Этот сервис занимает промежуточное положение между IPTV и мобильным телевидением.

«Мобильное телевидение — это нишевый продукт, который предоставляется некоторыми операторами сотовой связи. Однако предлагаемая услуга — не совсем мобильное телевидение, на мой взгляд. Контент доступен и в нашей сети, и через других операторов; анонсирована поддержка других IP-устройств, таких как Smart TV и медиаплееры. Таким образом, услуга больше похожа на IPTV. Но и с IPTV-операторами у нас также нет прямой конкуренции. На мой взгляд, аудитории кабельного IPTV и нашей услуги несколько разные. Да и по мере развития нашей услуги ее целевая аудитория наверняка будет изменяться. Сейчас это в большей степени пользователи мобильной сети, поскольку они могут смотреть контент, не считая килобайты и мегабайты. Но в дальнейшем мы пойдем в сторону «домашнего» телевизора, а там контингент уже другой», — комментирует Дмитрий Кириленко.



Справка о компании

Унитарное предприятие «Велком» (торговые марки Velcom и «ПРИВЕТ») ведет свою деятельность с 1999 года. Оператор предоставляет услуги связи на основе технологий GSM, UMTS, HSPA+ и Dual-Carrier HSPDA, а также оказывает юридическим лицам услуги фиксированной связи на базе собственной оптоволоконной сети на всей территории Республики Беларусь. С 2007 года Velcom вошел в состав холдинга Telekom Austria Group (TAG, до июня 2010 года — Mobilkom Austria Ggroup). Общая абонентская база компании Velcom (по итогам III квартала 2014 года) составляет немногим менее 5 млн человек.

Рубрика:  Цифровое / IP-телевидение
Материалы по теме:   Мобильное ТВ   OTT

Самые популярные статьи:






    Комментарии

    Оставить комментарий

    * Адрес электронной почты используется только для связи с Вами и не будет отображаться на сайте или использоваться при рассылке.

    Нажмите мышкой на синий квадрат:


    Последние новости

    Последние обзоры


     Все права защищены © ООО «Телеспутник», 2006-2014. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции.